Мой любимый продукт - индейка. Ранее я как-то выкладывал простой рецепт тушения в пароварке, сегодня у меня совсем простой вариант, готовка которого занимает считанные минуты. Но сначала немного теории. Индейка, в отличие от курицы, довольно сочное по консистенции мясо и эту его особенность надо использовать максимально эффективно, не позволяя мясу сильно засушиваться при готовке. Многие готовят курицу в духовке или путём зажарки, для индейки же оптимальный вариант - тушение или быстрая обжарка а-ля стейк. Для первого варианта самым интересным является бедро, для второго часто рекомендуют грудку, но грудку при зажарке очень легко пересушить, поэтому для тех, кто не познал весь индеечный дзен, я бы также рекомендовал попробовать бедро.
В моём же случае я взял именно грудку, но сразу нарезанное в виде филе. В нашем случае это бонус к скорости готовки. В плане брендов в Москве выбор не особо большой - Рестория или Индилайт. Вторая марка мне нравится больше, но это чисто субъективизм. Стоит также заметить, что индейка потенциально также может болеть сальмонеллой, так что совсем уж сырой её подавать не стоит.
В общем, поехали...
Мой фирменный рецепт подготовки мяса: берём приправу для курицы, в меру обильно посыпаем ей, добавляем немного молотого сушёного чеснока. Можно и в виде 1-2 зубцов не молотого, главное не свежего - в этом блюде он будет не очень гармонировать. Я лично также люблю сыпать по делу и без прованские травы. Куски мяса, если режете его самостоятельно, не должны быть слишком мелкими.
Состав той самой приправы, которую использую я. В составе уже есть чеснок, но он почти не чувствуется, поэтому я добавляю дополнительную порцию. Если хочется чего-то совсем необычного, можно попробовать карри - она также сочетается с индейкой, как и курица, но тогда, конечно, стоит отказаться от овощей и заменить их на рис. Кстати, о самих овощах: лучше всего с индейкой сочетаются фасоль, помидоры, кукуруза. По этой причине мой выбор - мексиканская смесь.
Выкладываем на сковородку пакет овощей на выбор и даём им минуты 3 попариться самостоятельно. Затем поверх выкладываем индейку. Овощи, если они замороженные готовятся чуть дольше мяса, поэтому им надо дать чуть больше времени, а по моей ничем не подтверждённой теории если их положить вниз, они дойдут быстрее и при этой отдадут аромат мясу. Под конец всё хорошенько перемешиваем. На фото у нас уже почти готовое блюдо.
После того, как выложили мясо, на среднем огне доводим его до готовности буквально минут 10 и получаем вот такое вот блюдо. Проверить, готова ли индейка очень легко - мясо должно легко разрубаться нажатием гранью вилки. Стоит отметить, что с индейкой хорошо сочетаются красное и белое вино, пиво, водка, самогон, виски, джин, коньяк, шампанское, вермут, текила. Ни в чём не отказывайте себе, но помните о вреде злоупотребления чаем, особенно зелёным.
Ракурс ближе. При таком варианте готовки стоит учитывать, что мясо не выйдет нежнораспаренным, но в силу того, что индейка сама по себе обладает достаточно мягким и сочным мясом, нам это не критично.
Ещё немного теории. Лично для меня особым лакомством является уже остывшая индейка, можно даже из холодильника, хотя для кого-то уже на второй день индейка приобретает противный вкус - тут уже всё субъективно. В нашем случае, так как в составе есть овощи, совсем холодную её подавать не стоит, но лучше всё же дать немного остыть.
Сражу скажу, что данный пост не камень в огород администрации. Руководство сайта пытается эксперементировать, придумывает интересные варианты подачи ленты - это хорошо. Однако, у меня есть некоторые мысли насчёт текущей системы.
Начну издалека. Помните шутку о Пикабу про "остывшее горячее" и "протухшее свежее"? Причины появления таких заявлений банальны: администрация кексиков очевидно заинтересована в подаче наиболее топовых постов и пыталась задвинуть кучу откровенного шлака на дальний план, играясь с алгоритмами. Шлак задвинуть так и не получилось, зато в итоге рубрики перестали соответствовать заявленному.
В нашем случае ситуация очевидно другая: количество постов на сайте заметно меньше и при желании можно прочитать весь контент, созданный за сутки. По крайней мере пока что. По этой причине, если кто помнит, ещё в телеге я выдвинул идею сделать новое рубрикой по умолчанию - нет никакого смысла выдавать сначала лучшее для сайта, на котором почти весь контент становится лучшим. Настроить алгоритмы, конечно, можно, но это очень сложно. В качестве примера мы можем наблюдать тренды Капибар, где посты могли висеть достаточно долго, в результате чего создавалась видимость отсутствия нового контента на сайте. Сейчас, наоборот, в тренды попадает всё, в результате чего рубрика "новое" потеряла какой-либо смысл. Всё потому что сбалансировать ранжирование действительно сложно.
В нашем случае, повторюсь, новое по сути равноценно горячему и пока сайт не наберёт достаточно большую массу пользователей (что, увы, может не случиться вовсе), "горячее" является по сути рудиментом. Однако, вместе с тем, у нас был раздел авторского - альтернативный способ выделения контента, предлагавший отдельную ленту для собственноручно созданного контента. Как и в случае с любым другим инструментом ранжирования, его задача была простой: выделять наиболее интересные посты. Однако, и с ним всё далеко не так просто.
Основная претензия, существовавшая к "авторскому" - нечёткий механизм определения, что, собственно, авторским считать. У нас были сразу два тега, причём возможность отметить один появлялась при проставлении другого и это вызывало жаркие споры. Что считать своим, но не авторским, а что уже авторским? В итоге администрация решила оставить только "моё", а вместо авторского ввела сокровищницу. Интересное решение, как я уже сказал, но очевидности оно не добавило, зато мы получили ещё одну систему оценки постов, причём, на мой взгляд, ещё менее прозрачную.
В ранее действовавшей схеме ключевой идеей являлся выбор самого создателя поста: если он оценивает свою работу как авторскую, он проставлял тег, а другие посетители могли подтвердить его или опровергнуть. В силу недостаточной проработки интерфейса, система была довольно неочевидной и опиралась на "прошаренных" пользователей - которые понимали её работу. Эти люди по сути выступали в роли модераторов, каждый день тыкая на кнопку согласия для новых постов, в результате чего практически весь (если не вообще весь) авторский контент подтверждался. Если рассматривать гипотетическую версию о резком скачке популярности Лиспублике и большом количестве новых пользователей, то система, вероятно, дала бы сбой в виду того, что распространение знания о необходимости "тыкать" шло бы заметно медленнее, чем прирост новых постов. В общем, как я уже сказал, непрозрачно и неочевидно.
Но что мы получили вместо? Теперь у нас нет тега авторского в принципе, остался лишь "моё", который созданный пользователями контент никак от общей массы не выделяет. Мы всё ещё можем голосовать за хорошие посты и тогда они попадут в горячее, а то и лучшее, но фильтрации по типу контента такая система не предусматривает - в этих разделах будут просто те посты, которые приглянулись большему числу людей. "Горячее" сейчас и вовсе представляет из себя урезанную ленту нового, заходить в которую я в принципе смысла не вижу.
И вот мы наконец-то дошли до рассмотрения сокровищницы. Идея, как я понял, следующая: вместо того, чтобы одобрять или отклонять "авторское", причём только в том случае если сам создатель додумался оценить своё труд нужной отметкой, посетителям предложено самим добавлять нужные посты в "золотой фонд". Однако, где написано, что я должен добавлять в этот фонд только авторские посты? Давайте посмотрим на внешнюю реализацию: сейчас я вижу некие иконки алмазиков - без какого-то объяснения в принципе. Они неинформативны, неинтуитивны и в принципе ничего не объясняют. Давайте рассмотрим систему с точки зрения условного новичка. Допустим, мы добавим всплывающие подсказки к кнопкам и теперь я даже понимаю, что нажатие на них приводит к какой-то оценке. Но какой? Я и так уже нажал на плюсик в отношении хорошего по моему мнению посту, зачем мне оценивать его ещё раз? Ок, я дотошный товарищ и пошёл в комментарии за разъяснениями, где мне сообщили, что нажатие на алмазик приводит к попаданию поста в отдельный раздел - сокровищницу, но как мне определить какой пост должен в неё попасть, а какой нет?
Условные ветераны сайта, возможно, понимают, что сокровищница - замена авторскому и будут алмазить только авторские посты. Возможно. Потому что даже я, вроде бы не новичок на сайте, всё ещё сам не понимаю, что надо выделять, а что нет. Для потенциальных новичков и вовсе никакой структуры и логики в этом нет. Я не хочу делать заявлений в духе "все так делают", но у меня есть большое подозрение, что часть пользователей уже сейчас алмазит всё подряд, а часть не алмазит ничего. Почему? Потому что, с одной стороны, я уже поставил хорошему посту плюс и не вижу смысла ставить ещё одну оценку с непонятным смыслом, а с другой, не понимаю что именно мне нужно выделять отдельно этой системой.
Разделение между "моим" и "авторским" в этом ключе не только не прояснилось, а стёрлось окончательно. У нас всё ещё нет понимания что нужно выделять как особо ценный контент, но при этом мы лишили самих авторов возможности заявить о своём творчестве как таковом, потому что актуального инструмента для выделения авторского контента не стало вовсе.
Раньше у нас были 2 проблемы: не все понимали, что для утверждения авторского надо тыкнуть по тегу и одобрить его, а также не было понятно, что считать уже авторским, а что только "моим". В текущей системе обе эти проблемы не только сохранились, но и усугубились ещё сильнее.
И тут, наверное, вы должны написать "критикуешь - предлагай". Что же, моё предложение остаётся ровно таким же, как и было: оставить всё на усмотрение инициативной группы. По сути, это будут те же люди, что раньше занимались тыканием на посты, которые теперь будут выделять авторские посты. Эти люди более-менее понимают, что такое авторский пост и рандомно нажимать не будут. А для облегчения им жизни я бы вернул возможность поставить галочку "Я автор", но пусть она выводится лишь в скрытом виде, доступном для просмотра условными модераторами в целях помощи фильтрации контента. При этом, раз уж мы полезли в такие дебри, нужен и инструмент для ручного присовения статуса авторского поста даже если автор сам такой отметки не поставил. Пока Лиспублика будет оставаться небольшим сайтом и объём модерации незначителен, такая схема будет, на мой взгляд, самой справедливой и работоспособной.
В День народного единства оставлю небольшую заметку про парк "Патриот", находящийся в ближайшем Подмосковье на Минском шоссе. Вообще, это достаточно большой комплекс, но мне в первую очередь была, конечно же, интересна выставка военной техники, ставшая наследником известного бронетанкового музея в Кубинке. Здесь собрано достаточно большое количество самых различных экспонатов, есть как закрытая часть, так и открытая. Любители техники, думаю, будут писать кипятком от счастья при виде всего размещённого здесь. Увы, но на момент посещения этого музея в далёком 2021 году я как-то не озаботился надлежащей фотофиксацией экспонатов, поэтому фотографий будет мало. Думаю, стоит съездить сюда как-нибудь ещё раз и перефотографировать.
Танк победы Т-34-85 - куда без него. Танк имеет характерную "омскую" форму башни, а конкретно эта модель до кучи является "парадной", то есть допиливалась для участия в парадах.
Немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11. Перевозил до 8 человек и мог таскать за собой прицеп до 3000 кг
Немецкий же мотоцикл с коляской и пулемётом, вроде бы Zundapp KS 750. Элемент классического образа "фрицев"
Итальянский тягач TL37 производства одной из дочерних компаний Fiat
БТР-Д. "Д" в названии значит "десантный", что в полной мере отражено в оформлении стенда. Реален ли номер или придуман - уже не помню, но на корпусе хорошо виден символ гвардейской части.
Малыш "Гочкис", он же Hotchkiss h39. Изначально французский довоенный танк, ставший трофеем сначала для немцев, а затем и советской армии. На фото выглядит как игрушечный, но это вполне настоящий экспонат
Танк Mk.III «Валентайн», переданный СССР по лендлизу. Классический британский пехотный танк, создававшийся для неспешного попивания чая во время движения
СУ-100-Y. Не самая известная экспериментальная модель, созданная на базе опытного тяжёлого танка Т-100 и 130-мм корабельной пушки. Выглядит, поверьте, внушительно
Какой-то юрист загораживает СУ-152. Сравнение с человеком в полный рост лучше способствует пониманию истинных размеров махин, а ведь "сушка" далеко не самый большой танк...
Т-35. Советский тяжёлый многобашенный танк межвоенного периода. Экипаж составлял 10 человек, в число которых, судя по виду, должны были входить штатные инквизиторы и представители адептус механикус.
Интересная маркировка на корпусе ленд-лизовского "Шермана". Выглядит как "Линия отреза", "Не кантовать"
Можно было бы, конечно, сказать, что это просто танк КВ, но на самом деле это опытный образец - "Объект 238", который также известен как КВ-85Г. По сути, это попытка поставить 85-мм пушку на базу КВ-1С, в то время как на серийной версии КВ-85 использовалась своя башня
Пришло время похвалиться футболкой, которую я выиграл в недавнем конкурсе. CDEK прямо удивил даже - из солнечного Краснодара в не очень солнечную Москву посылка дошла всего за 5 дней.
Общий вид посылки (банки в сделку не входили и использованы исключительно в целях подставки)
Внутри дополнительная упаковка в виде картонок сшитых нитками и закреплённых вот такой вот чудесной печатью. Даже вскрывать жалко было
Принт крупным планом. Я, если честно, удивлён: печать очень качественная. Ну и иллюстрация, конечно, шедевральна. Все зеленокожие в округи мои
Общий план с носителем и бардаком на фоне
В общем, хочу ещё раз сказать спасибо за то, что не просто организуете такие интересные конкурсы, но ещё и крутые подарки шлёте. На сегодня я счастлив. Пошёл утилизировать подставку под коробку.
Сиквел ремейка нашумевшего фильма ужасов для взрослых детей. Прошёл год с момента первой части. Две подруги, Светлана и Настя беззаботно проводят время на тусовку. После очередной из них Светлана закатывает родителям истерику - те возмутились, что девушка слишком поздно пришла домой и это не понравилось Светлане. Грустная сцена: Светлана сидит ночью у окна и плачет. Смена плана: Светлана сидит со своей подругой в модном кафе и жалуется на то, что родители не понимают её тонкой натуры. Раздаётся телефонный звонок. Оказывается, отец снял для Светланы квартиру в подмосковном городе Замкадышевске и просит её съехать туда - "пожить настоящей жизнью". Перед отъездом Настя решает позвонить владельцу квартиры и узнать о ней. Тот сначала не хочет ничего рассказывать, но в итоге всё же говорит, что это место проклято. Из-за квартиры он поссорился со своей девушкой, но продать жилплощадь не может из-за заклятия нерентабельного жилья. К тому же, теперь, когда закрыли YouTube, он не может получать денег со своего видеоблога.
Смена плана. Девушки прибывают в город. На въезде за ними следит странный незнакомец. Между тем, друзья заселяются в квартиру и за стаканчиком кофе делятся планами на жизнь. Настя нужно отлучиться в туалет. В это время Светлана разглядывает книжные полки. Камера медленно приближается к книгам, играет загадочная музыка, рука Светы тянется к полке... вдруг раздаётся крик. Света прибегает к Насте. Та из интереса открыла странный шкафчик в туалете и обнаружила там страшные "орудия пыток" (на заднем фоне маячат пассатижи, отвёртки, молоток и банки с гвоздями и шурупами). Девушки обсуждают может ли быть хозяин квартиры маньяком и решают на всякий случай спрятать содержимое ящика, извлекая оттуда различны предметы, в том числе бутылку с мутной жидкостью. Они складывают почти всё в мешок, но отвлекаются и оставляют бутылку на столе.
К девушкам приезжает друг Насти - Сергей. Сергей старше девушек на 4 года, но в данный момент нигде не работает. Сергей мечтает открыть свой стартап, став перекупщиком автомобилей. У него есть первое вложение - убитая девятка, доставшаяся ему от деда. Они решают устроить "пати". В разгар вечеринки Светлане неожиданно звонят на телефон. Она в смятении берёт трубку. Камера переключается на её друзей и мы не слышим почти ничего из разговора, кроме слова "ЗАВТРА". Камера возвращается на Светлану: её лицо полно ужаса. Настя пытается узнать в чём дело. Её подруга долго молчит, а потом сообщает: отец отправил курьерской службой её вещи из Москвы, но сотрудник сообщил, что так как в доме нет лифта, ей придётся самой переносить их в квартиру. Молодые люди пытаются решить, что делать. Сергей сообщает, что ему завтра нужно срочно отвести бабушку на кладбище и он не сможет помочь. Настя вспоминает, что у них есть сосед - Олег, который, возможно, согласиться помочь молодым девушкам. Все вместе они звонят в квартиру к Олегу, но никто не открывает. Друзья собираются уходить, но случайно Светлана толкает дверь в квартиру к Олегу и так оказывается открытой. Подростки заходят внутрь. Напряжённый момент... неожиданно скример: появляется мужчина с ножом. Сергей истошно визжит. Мужчиной оказывается Олег - тот разделывал на балконе рыбу.
Олег соглашается помочь, но говорит, что это будет стоить "пятихатку". Девушки не понимают о чём речь, но Сергей объясняет тем, что пятихаткой "местные" называют 500 рублей. Но есть другая проблема: у Олега нет банковского приложения с СБП для приёма платежа. Олег решает уходить, но по пути натыкается взглядом на стоящую на столе бутылку. Олег незаметно крадёт её, но его начинает мучить совесть, поэтому он сообщает, что готов помочь попавшим в сложную жизненное положение людям. Впрочем, на следующий день Олег умрёт из-за острого отравления белизной, а девушкам придётся таскать вещи самостоятельно.
Перед тем, как поднять моследний чемодан, Настя замечает, что на одном из жестяных ящиках, висящих на первом этаже, написано тоже число, что и на их квартире. Ещё больше они удивляются, когда Настя подмечает, что один из ключей, данных арендодателем, мог бы подойти для замка ящика. Девушки оживлённо спорят, но в итоге всё же открывают замок и находят там пачку странных записок.. В них указаны странные слова и сочетания - ХВС, ГВС, уборка мусора, радиоточка, а также различные цифры. Они пытаются расшифровать эти записи и понять, в чём заключается угроза. Настя вспоминает, что ей нужно по просьба мамы съездить к тёте Груше, живущей в Замкадышевске - забрать рассаду. Она уезжает, а Светлана остаётся одна.
Сюжет переключается на Настю. Та как раз заходит в дом тёти Груши и вызывает лифт. Со скрежетом открываются его двери. Анастасия некоторое время размышляет, но затем заходит внутрь. В этот момент в подъезд заходит незнакомая пожилая женщина с противным лицом и направляется к лифту. Настя судорожно нажимает кнопку этажа. Женщина приближается. В последний момент перед лицом незнакомки двери всё же закрываются и лифт начинает медленно подыматься. Настя уже почти выдохнула, но тут лифт останавливается. Она нажимает все кнопки, но это не помогает. Вдруг ей раздаётся хриплый прокуренный голос - оказывается, Наконец, девушка случайно нажала кнопку вызова диспетчера. Ту зовут Рита (это совершенно не важно для повествования, так как Рита умрёт на следующий день из-за цирроза печени). Рита сообщает, что мастер придёт только через 3 часа, так как он один на весь город и вообще у него сегодня выходной. В это время Настя с ужасом понимает, что в лифте пахнет мочой. Она начинает орать.
В это время показывается недалёкое прошлое. Сергей пытается завести машину, но у неё, похоже, сел аккумулятор. Он замечает, что в его сторону направляется какой-то незнакомец. Тревожный момент... в самый неожиданный момент незнакомец проходит мимо. Вздохнув спокойно, Сергей выходят из машины и обнаруживают, что у той сняты все колёса. Сергей пытается разобраться в чём дело и видит открытую дверь гаража, из которой раздаются подозрительные звуки...
Светлане скучно и она пытается придумать себе занятие. Она вспоминает про книги, стоящие на полке и начинает их изучать. Её внимание привлекает странное издание с буквами БСЭ. Света открывает книгу и начинает её листать. На одной из страниц обнаруживается странная купюра. На ней написано "рубль", но нарисован странный лысеющий человек с бородой со странным взглядом. Света вспоминает про шкафчик в туалете и пазл начинает сходиться. Странные деньги, орудия пыток, подозрительные шифровки - здесь жил какой-то культист, а в самом городе организована ячейка секты. Её накрывает паника и Света начинает судорожно собирать свои вещи. В этот момент раздаётся звонок в дверь: в глазок она видит сотрудников полиции. Света решает, что это связано с культом (на самом деле они пришли опросить соседей касательно гибели Олега) и решает выпрыгнуть в окно, благо квартира находится на первом этаже. Она убегает прочь от дома, но затем понимает, что совершенно не ориентируется в городе. Вдруг Светлана видит со спины человека, похожего на Сергея. Она зовёт его... Сергей оборачивается и Светлана истошно орёт. Сергей заражён алковирусом.
Ремейк известного фильма ужасов для взрослых детей. Молодой парень 18-ти лет устал от опеки родителей и хочет от них съехать. Парень нигде не работает, но него есть девушка такого же возраста. Она тоже хочет свободной жизни без влияния своего отца, который воспитывал её в одиночку и теперь пытается ограничивать её жизнь. Неожиданно молодая пара узнаёт, что у одинокая тётка юноши умирает и тому в наследство достаётся двушка в подмосковном городе Замкадышевске.
Пара втайне сбегает от родителей, по пути закупается суши и некоторыми другими съестными припасами и заселяется в квартиру. Им кажется, что теперь они смогут вздохнуть спокойно, но на следующий день они узнают страшную правду, которая больше никогда не сделает их жизнь прежней. Оказывается, что для того, чтобы получить в наследство, парню нужно выплатить пошлину в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, у тётки была задолженность за уплату коммунальных платежей ещё на сто тысяч, а сама квартира нуждается в ремонте.
В первый же день ночёвки их жутко кусают клопы, а на кухне ночью девушка обнаруживает тараканов (момент со скримером). На следующий день подростки слышат подозрительный шум, доносящийся с балкона. Они идут проверить его, но обнаруживают лишь алкашей, распивающих на улице алкогольные напитки и громко ругающихся. В то же время, на балконе они обнаруживают банки со странным содержимым - желеобразной субстанцией, мутными овощами и другими реликвиями. Пара долго спорит что делать с находкой и решает пока не трогать её
Проведя несколько дней в квартире, молодые люди не обращают внимание на первые тревожные звоночки и решают разделиться для того, чтобы понять что им делать. Парень остаётся дома для того, чтобы разобраться где в квартире включается WiFi, а его пассия собирается записаться на ноготочки.
На следующий день после заезда парень обращает внимание на то, что вода капает из полусгнившего кухонного крана. Он пытается его закрутить лучше, в результате чего тот срывается. Из-за этого он затапливает бабушку, живущую снизу. К парню приходит провинциальный бугай и доступными методами объясняет что он думает по этому поводу. Парень пытается вызвать полицию, но прибившего на место копа убивают вурдалаки тем насрать на мелкий бытовой конфликт и они даже не приезжают на вызов.
В это время, девушка пытается найти салон красоты, но неожиданно она поскальзывается на плохо очищенном от снега тротуаре и получает вывих ноги. Она пытается обратиться в местный травмпункт, но там обнаруживается большая очередь из людей. Самая кульминация момента: без очереди её пускать никто не собирается. На девушку нападают бабки и морально сжирают её мозги, объясняя что в её годы вывихнуть ничего невозможно и все проблемы из-за того, что она занимается сексом.
Вечером пара собирается в квартире и с ужасом понимает, что у них нет никакой еды, так как она почему-то не появилась в холодильнике. У них остаётся последняя возможность заказать доставку через интернет, но в этот момент происходит непоправимое: оказывается, в Замкадышевске все заведения закрываются в 21:00 и заказать что-то у местных кафешек невозможно. Попутно им начинает докучать запах мусора, который скопился в доме, кроме того, у подростков начинается жуткая ломка из-за недостатка кофе в организме.
На следующий момент они пытаются сбежать назад в Москву, но у них не остаётся денег на такси. Подозрительный встречный житель Замкадышевска предлагает им поехать на электричке, но предупреждает, что поезд ходит раз в 2 часа. Они находят вокзал и пытаются расплатиться карточками, но терминал не работает. В последний момент девушка находит в кармане своей куртки купюру в 100 рублей, которую когда-то ей подарил друг. Они успевают сесть на электричку, по пути сильно ругаются, но не могут красиво разойтись, так как электричка набита другими людьми.
Камера переключается на следящего за электричкой незнакомца - того самого, что посоветовал паре уехать на поезде. Он хитро улыбается, что намекает на сиквел.
Пришла мне тут в голову безумная идея. А что если мы представим офисные будни в виде ММОRPG?
Самое простое это прокачка: бегаешь по этажам, таскаешь какие-то бумажки (сайд квесты), ходишь в пати на совещания, фармишь мобов - обзваниваешь контрагентов. Можно собирать эпические сеты и получать их в отделе обеспечения, для прем аккаунтов есть буст - можно сразу вырасти на несколько должностей, если ты племенник гендира.
Собирается рейд на сдачу ежегодной отчётности, лидер кидает сообщение в чате: ищем игроков для похода в Недра госплана, в первую очередь требуются танки, желательно из классов Бухгалтер, и хилеры и саппортеры (секретари, сисадмины). Дамагеров уже хватает хватает, юристов точно не берём - их и так слишком много.
Ему в ответ пишет Адскийсчитатель - "Я бух 100-ого уровня, спек Чёрная бухгалтерия", получает ответ: ты нуб явно, все знают, что у чёрнобухов плохие резисты против налоговой, а она тут основной противник".
У Сисадминов в ПвП обязательно должно быть умение "Попробуйте перезагрузить", позволяющее обойти защиту любого оппонента, кроме Бухгалтера, который может использовать абилку "Все сломалось - приходите сами посмотрите". Манагеры могут спамить урон по площади, совершая корпоративную рассылку. Юристы вешают дебафы на врагов.
Можно донатить для смены скина персонажа в соседнем КБ, в качестве экспы, само собой, зарплата. Вопрос фул лута в ПвП открыт, возможно будет много ганкеров на точках респауна (на проходной). Быстрое перемещение должно работать только в элитных гильдиях или во время корпоративов.
Система прокачки основан на нескольких атрибутах. Интеллект - самый сложный для игры стат, требует прохождения частых проверок, мало шмота на данный билд. Сила - особенно полезна для классов Экспедитор, но может пригодиться и другим классам в любой момент (стоит добавить случайные дейлики на перетаскивание офисной техники). Наглость - основной параметр для класса менеджер.
Предлагаю остальным лиспубликанцам продолжить идею своими вариантами.
Привет, мою любители скучных юридических разборов. Сегодня у меня для вас ещё одна тема и мы наконец-то вновь вернёмся в чудесный волшебный мир уголовного права. Что вы лично думаете о такой вещи, как нелетальное оружие самообороны? Согласитесь, слово “нелетальное” - оно сразу как-то успокаивает и вообще никак не вяжется с уголовным преследованием применившего его лица. Однако, стоит заметить, что убить человека можно самыми вроде бы невинными объектами, а покалечить вообще чем угодно. К последним относится такая вещь, как газовое оружие, бездумное применение которого вполне может привести к неприятным последствиям.
Для начала немного базовой теории. Газовое оружие, как таковое - это по сути оружие самообороны, которое в свою очередь относится к гражданскому оружию в терминологии закона “Об оружии”. В число возможных его видов входят как классические газовые пистолеты, так и механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами. Возможно, где-то на тематических форумах этот вопрос уже неоднократно всплывал, но в рамках описания, данного закона, как я считаю, все предельно ясно: что пистолеты, что балончики - это всё газовое оружие, а поэтому состав слезоточивых газов должен отвечать установленным нормам. Они, кстати говоря, прописаны в Приказе Минздравсоцразвития № 583н от 22.10.2008г. Указанный документ устанавливает не только сами вещества, но и их предельное содержание в заряде, что наталкивает на мысль о том, что нарушающие стандарты “нелицензионные” экземпляры вполне могут оказаться незаконными. И хотя для ношения баллончиков (как, кстати, и электрошокеров) каких-то разрешений и уж тем более лицензий не требуется, они в любом случае несут потенциальный вред. А где вред, там и последствия от причинения такого вреда.
Тут сразу скажу, что по части распространённости и деталях воздействия тех или иных веществ я полный профан, но, исходя их найденной мной информации, с точки зрения бытового применения наиболее популярным сейчас является “Олеорезин капсикума” (сокращенно ОС) - именно он заправляется в так называемые “перцовые баллончики”. Это, если так можно сказать, условно лайтовый элемент, вред от которого минимален, хотя не исключён полностью, но при этом он действует и на собак, и на лиц находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. В 90-ые также активно применялись более тяжелые препараты на основе Хлорацетофенона (он же СN), например, пресловутая «Черемуха-10», долгое время состоявшая (а возможно и до сих пор состоящая) на службе у органов внутренних дел. Ещё один вариант - Ортохлорбензальма-лонодинитрил (вещество CS) - самое токсичное из допустимых в гражданском оружии средство, вызывающее не только слезоточение, но и сильный кашель. Это не полный список всех возможных “препаратов”, я лишь пытаюсь показать, что по своей сути, что “Черёмуха”, что перцовый баллончик - одного поля ягоды, хотя и не идентичны. В научной среде они имеют общее наименование - ирританты, поэтому далее мы будем применять этот термин.
В принцип действия и химический состав каждого из них погружаться я смысла не имею, поэтому ограничусь копипастой некоторых тезисов, найденных мной в ряде материалов. Механизм токсического действия ирритантов преимущественно одинаков: при попадании на слизистые оболочки глаз, верхних дыхательных путей и на кожный покров, ирританты, вследствие выраженной липидофильности, легко проникают через клеточные структуры, достигая чувствительных нервных окончаний, вызывая болевые ощущения в местах непосредственного контакта. Конкретный эффект зависит от концентрации и состояния человека. В малых концентрациях ирританты обладают раздражающим действием на глаза и верхние дыхательные пути, а в больших концентрациях вызывает ожоги открытых участков кожи, временную потерю зрения, затруднение дыхания, в некоторых случаях – паралич дыхания, сердца и смерть. В последнем случае она возникает вследствие таких “неприятных” побочек, как приступ ишемической болезни сердца и бронхиальной астмы, токсический отек легких, ну и, конечно же, острой аллергической реакции. Само собой, это достаточно обобщённое определение, но в настоящей статье я не ставлю задачей точно разграничить отдельные вещества и описать принципиальную разницу их действия. Речь именно о том, что любой подобный газовый баллончик представляет потенциальную опасность в силу возможного нарушения дозировки, а также условного состояния лица, подвергнутому его воздействию.
А теперь давайте перейдём собственно к юридической части. Какая в принципе предусмотрена ответственность за применение газового оружия? Начнём со статьи 37 УК РФ, которую я для понимания приведу в упрощённом виде. Не является преступлением причинение вреда при защите личности и прав обороняющегося от посягательства, если это оно было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием или угрозой его применения, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Наконец, не являются превышением пределов необходимой обороны действия, если лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. Написано красиво: у нас есть оборона в непосредственно опасной ситуации - формально бей, чем хочешь, и есть оборона без опасной ситуации, где ты должен отвечать соразмерно, но применение указанной статьи очень сложно и неоднозначно в российском правовом поле. Существенную роль в оценке возможных рисков является правоприменительная практика, а она сильно пляшет и во многом зависит от конкретной ситуации. К примеру, оговорка про “не мог оценить степень опасности” - она вообще настолько субъективна, что в пользу обвиняемого применяется крайне редко.
Чтобы хотя бы немного приблизиться к более объективному ответу, нужно вспомнить о таком понятии, как вред здоровью, на который, собственно, и указывает процитированная статья 37. О том, по каким критериям этот вред определяется, я уже писал в одной из своих статей. Напомню кратко: легким вредом считаются поверхностные повреждения, влекущие временное наступление нетрудоспособности до 21 дня включительно или стойкие, но крайне незначительные. Средний – это расстройство свыше 21 дня или значительная утрата общей трудоспособности от 10 до 30% условных функций организма включительно. Тяжкий – вызвавший развитие опасного для жизни состояния, и который не может быть компенсирован организмом, в том числе и потеря зрения. Вред без наступления нетрудоспособности в классификации уголовного кодекса вообще вредом не является.
Ну вот, собственно, давайте оценим возможный исход применения ирританта с точки зрения нанесения вреда. Во-первых, очевидным условием применения 37-ой статьи является именно нападение с насилием, либо угрозой насилия. Бытовой конфликт, где один нехороший человек оскорбил другого, а тот обиделся и брызнул из баллончика - это не самозащита в принципе. Тебя кто-то намеренно толкнул в ходе конфликта - это уже, в принципе, насилие, но в этом случае оценивается соответствовал ли способ защиты характеру нападения, причём не только в контексте самого конфликта, но и его последствий. Если нападавший лишь прокашлялся и продолжил свой путь, то есть вреда здоровью причинено не было - это одно, а если у него сердце остановилось или сетчатка потом отслоилась - совсем другое. В этом случае, в силу в зависимости от тяжести вреда и характера действия подсудимого, применение газового оружия вполне может соответствовать характеру статьей 111-115 УК РФ, в том числе и “целевой” 114-ой - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны.
Ну а если результатом стала смерть, то тут у нас уже статья 108 УК РФ - убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо 109 - причинение смерти по неосторожности. По обеим предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет, разница лишь в классификации. Грубо говоря, здесь основную роль играют мотивы: если следствием будет установлено, что ты намеренно провоцировал конфликт или изначально собирался заставить оппонента страдать, а вовсе не защищался, но недооценил возможный эффект (всё же не собирался именно убивать, но так получилось), то твои действия могут быть классифицированы именно как причинение смерти по неосторожности. Аналогично, кстати, и с причинением вреда, где тоже многое зависит от выявления умысла или мотива. Также Думаю, в одной из следующих статей я детальнее опишу разницу между составами этих преступлений.
Ну и, наконец, вполне возможно такое: угрозы не было, конфликт развился на словесном уровне или, опять же, ситуация глазами “распылителя” не нашла подтверждения у правоохранительных органов, ущерба здоровью нет, то есть состав для уголовки отсутствует, но пострадавший при этом сообщает о тяжелых физических страданиях и наглом агрессивном поведении второй стороны. В таком случае применение ирританта может быть рассмотрено как совершенное из хулиганских побуждений. А это штраф по статье 20.1 КоАП РФ до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. И вроде бы санкция не особо существенная, но это как минимум задержания с целью составления протокола.
Заключение. Газовое оружие - это рулетка. Применяя его, ты никогда не можешь быть уверен в том, что у “агрессора” не начнётся острая аллергическая реакция, что у него нет хронических заболеваний сердца или дыхательной системы, что он не получит в результате распыления серьезный ущерб органам зрения. Кроме того, оценка события с точки зрения правоохранительных органов может сильно отличаться от твоего субъективного восприятия ситуации и даже объективных факторов - просто потому что ты не имеешь возможности их чем-то доказать: да, агрессор может и обещал тебя побить, но у тебя нет ни записи события, ни показания свидетелей, а вот он зафиксировал полученный ущерб и написал на тебя заявление. По этой причине даже в действительно опасной ситуации первое, о чём нужно задуматься - это о том, чтобы прекратить конфликт путём ухода от него, а если надо и “убега”. А уж рассматривать баллончик с точки зрения “прекращателя конфликта” или оружия возмездия из-за мелких обид - глупо и недальновидно. Ирританты - это средство на случай реальной опасности для своей жизни и жизни близких, а не игрушка, и применять его, как и любое оружие, нужно лишь в самом крайнем случае, когда иные возможности исчерпаны и угроза очевидна. Тогда действительно лучше пусть один судит, чем четверо несут.
И так, конкурс “Лис пера” закончился и так как мой рассказ “Лисий хвост” совершенно неожиданно занял первое место, было бы нечестным просто забросить его, не оставив вообще никакого следа. Вообще, надо подумать над возможным продолжением, а пока публикую некоторые наброски - они скорее носят шуточный характер и не факт, что будут реализованы именно в таком виде. Напоминаю, что все имена случайны, любые совпадения вымышлены. И, кстати, большое спасибо администрации сайта за интересный конкурс.
Тефтель-прайм - оплот свободной Лиспублики, главная космическая база удалённого от Империи сектора космоса. Является пристанищем для разнородного флота, состоящего из перевоспитанных пиратов, торговцев и авантюристом всех мастей.
Империя кольца - государственное образование, выросшее на руинах старой Земли. Среди населения Лиспублики часто именуется “Империей бублика”. “У нас нет минусов” - говорит её официальная пропаганда. Владеет внушительным, хотя и порядком устаревшим флотом. Недолюбливает Лиспублику, считая, что именно она ответственна за атаки на торговые корабли на отдалённых маршрутах.
Внешний сектор - место нахождения Тефтель-прайм и Лиспублики. Удалённая от Империи зона. По официальной позиции властей кольца, не представляет стратегического интереса, однако некоторые капитаны поговаривают, что Империя не суётся сюда совсем по другим причинам.
Лис Фокс - капитан и единственный член экипажа корабля “Космолис-1”. Род деятельности: разведчик. Смелый, решительный, обаятельный, самый крутой капитан в секторе (данная приписка в ведомости сделана от руки)
Рейн Напалм - командир станции “Тефтель-прайм” и один из её основателей. Старый вояка, однако в компании своих очень хороший и весёлый человек. Характер общительный, не женат, однако в критической ситуации становится холодным и всегда сохраняет самообладание
Хала “Тефтелька” Пеньо - путеводная нить Тефтель-прайм, главный оператор связи и второй помощник командира. Постоянно находится в эфире по зашифрованной линии связи, координируя свободный флот Лиспублики и помогая оказавшимся в беде капитанам.
Змей - старый капёр, ушедший на пенсию несколько лет назад. Работает на базе начальником службы безопасности. Никто не знает его настоящего имени, поэтому в ведомости он проходит просто под записью “6. Змей”
Джуэлл Потато - шеф-повар ресторана “Только картошка”, главного заведения Тефтель-прайм - места отдыха и перекуса для персонала станции и залетевших на огонёк капитанов. Крайне негативно относится к слову “кок”, пришедшему из флотского жарнога, говоря “Знаю я одного настоящего кока на этой станции и его вид вам не понравится”.
Фрида - нейросеть, созданная населением вымершего государства или даже расы “Капиборгов”. Захватила контроль над их космической станцией и уничтожила всё население. Учёные считают, что именно она впоследствии создала туманность Прокси, но точных доказательств у них нет.
Анонимус - корабль самого опасного в секторе пирата, в то время как имя самого капитана судна остаётся неизвестным. Как поговаривают на Тефтель-прайм, “хуже анонимуса нет никого”
Гул Яш - глава контингента вомбатоголовых, размещённых на Тефтель-Прайм. Скрытая личность, почти никак себя официально не проявляет однако Змей считает, что именно он причастен к ряду подозрительных конфликтов, периодически происходящих на станции. По непонятным причинам ненавидит пиво.
Вомбатоголовые - простонародное название касты учёных, сотрудничающих со свободной республикой. Ограниченный контингент представлен в Лисополисе, но в основном обитают на собственной космической станции. Об их истинных целях мало известно.
Варп - альтернативное название технологии прыжкового двигателя, используемое некоторыми капитанами в разговорной речи, хотя изначально оно относится к фамилии изобретателя. Крайне важная для освоения космоса технология, однако она крайне чувствительна к любым помехам, из-за которых может давать сбои и отключаться. Капитаны называют такое состояние “Варп ушёл”.
Дикпик - повсеместно используемый в свободном космосе ИИ, являющийся базовым бортовым помощником космических кораблей, а также ассистентом другой электроники. Ненадёжен, но бесплатен. Любит рассылать рекламу платной подписки, которой всё равно никто не пользуется.
Космолис - класс кораблей Лиспублики, основа свободного флота. Каждый капитан самостоятельно дооснащает своё судно, в результате чего корабли могут сильно отличаться по характеристикам и задачам. Имеет на борту вооружение, хотя и с ограничениями - из-за не самых больших размеров Космолисов.
Сегодня я бы хотел рассказать о такой вещи, как правовое регулирование авторских прав, связанных с нейросетями - теме только начинающей своё развитие. Вероятно, в будущем нас будет ждать тяжелый путь судебной практики и запоздалого государственного регулирования, но пока что в ней больше вопросов, чем ответов.
И так, как водится, для начала базис. Нейросети в настоящий момент определённо набирают всё больше и больше популярности, активно входя не только в творчество, но и подбираясь ко вполне рутинным задачам человека. Я лично в числе прочих активно использую сервис SUNO, позволяющий генерировать музыкальные композиции на основании запроса пользователя. Если результаты первых версий приложения как правило содержали различные ошибки, вроде неправильно расставленных ударений, то в текущем исполнении SUNO позволяет создавать действительно качественные материалы, практически неотличимые от песен живых исполнителей. У меня в телефоне уже сформирован отдельный альбом, полностью созданный нейросетью и, знаете, эта музыка “тащит” меня не меньше живых исполнителей.
Предлагаю читателем угадать по какому фильму нейросеть сгенерировала это изображение
Достаточно распространены и текстовые нейросети, позволяющие переписывать текст таким образом, чтобы он выявлялся как совершенно уникальный или формировать статьи на основании нехитрых запросов. Ну а генерация изображений (и с некоторого момента даже видеороликов) - это и вовсе классика жанра. Огромное количество создаваемого сейчас контента - это плоды работы нейросетей. Тебе не нужно заканчивать какие-то учебные заведения и тратить кучу времени для того, чтобы научиться рисовать: ты просто вводишь запрос в строку и через несколько секунд получаешь приблизительный результат. Конечно, получить 100% ожидаемую работу пока что сложно, но более точная формулировка запроса, работа с негативным промтом, тщательный подбор моделей, а также постоянное совершенствование алгоритмов позволяет довольно сильно приблизиться к желаемому. ИИ активно внедряется в околотворческие процессы, создание контента, развлечение населения и науку. Глупо было бы предполагать, что интерес к нему пропадёт просто так, а это значит, что в будущем мы будем встречать ещё больше коллизий с его участием.
Но что именно из себя представляют нейросети? Не стоит думать, что это действительно тот самый искусственный интеллект, который нам любят описывать фантасты. В настоящий момент, любая нейросеть - это по сути алгоритм агрегации информации и её обработки. Программе скармливают большие объемы фотографий, музыки и текста (чем больше, тем более качественными и разнообразными будут результаты). Та эту информацию обрабатывает и создают специальную базу данных, также именуемую в некоторых случаях моделью - такой процесс называется обучением. Уже готовая база в дальнейшем путем формирования текстовых запросов и ряда настроек используется специальной оболочкой для выдачи результатов пользователю. Известный многим ChatGPT не придумывает ничего действительно нового: он лишь подбирает известные ему сведения по определённым формулировкам и перекомпоновывает их. Именно поэтому он порой может сильно ошибаться в достоверности сведений, особенно в случае использования старых баз данных. Кроме того, не имея информации о каком-либо событии или объекте, он максимум попытается додумать её на основании иных своих “познаний”, но не создаст полностью новое произведение. И это на самом деле очень важная деталь именно с точки зрения права.
И тут, пожалуй, я сразу раскрою все свои козыри и сообщу: в настоящий момент правовая практика результаты действий нейросетей пока что охраняемыми законом не признает - ни для тех, кто вводит запрос, ни для создателей сети.
Для того, чтобы подобраться к ответу на вопрос, почему на самом деле нейросети пока что не создают охраняемых авторскими правами объектов, я хочу вспомнить одно занимательное событие. В 2017 году Дэвид Слейтер начал своё сражение за права на так называемое «селфи обезьяны». В 2014 году он активно работал с группой павианов. В определённый момент Дэвид дал одной из обезьян свой фотоаппарат и показал как нажимать на кнопку спуска. Очевидно, что павиану просто было интересно наблюдать за вспышкой, жмякать на кнопочки и просто разглядывать странный предмет, целенаправленной задачей стать фотокорреспондентом у него не было, но тем не менее в результате примат наделал несколько фотографий. Большинство стали просто случайным набором размазанной мешанины, но несколько получились крайне оригинальными, получив большую популярность и стали публиковаться совершенно свободно, что в определённый момент вызвало негодование Дэвида. Фонд Викимедиа отказался удалять фото по его запросу, сославшись на то, что автором изображений является обезьяна, а не Слейтер, в результате чего тот решил отстоять своё право на авторство. Со стороны примата выступила вышеупомянутая PETA, попутно продвигая тезисы о расширении прав животных. Процесс длился несколько лет, но в итоге истец всё же выиграл дело. Суд постановил, что обезьяне не могут принадлежать авторские права на снимок, да и получаемый от фотографий доход ей ни к чему.
То самое селфи
Если кому интересно, в итоге стороны всё же договорились о десятипроцентном отчислении в PETA полученных Слейтером доходов, но для нас важно другое. Хотя фактически Дэвид не создавал оспариваемых фотографий, он провёл достаточно сложную работу. Фотография, если кто не в курсе - это не просто “нажать кнопочку”, ибо, как мы убедились, это может сделать и павиан. Чтобы она стала именно результатом творческой деятельности, должно присутствовать как минимум осознанное стремление получить некое новое изображение. В контексте отечественного права, такая позиция отражена в совместном постановлении пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов № 5/29: «при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом». К примеру, судебная практика склоняется ко мнению, что к результатам интеллектуальной деятельности невозможно отнести изображения, полученные с камер видеонаблюдения или скриншоты.
Что именно считать творческим трудом - вопрос, конечно, до конца не решённым. Очень интересным в этом плане является дело № А40-15537/12-19-137 по иску Экспресс-газеты к Первому каналу. Если вкратце, ответчик, обвиняемый в незаконной публикации фотографий истца в своём эфире, оспаривал творческую составляющую таких изображений. Речь шла о кадрах с процессии отпевания в церкви, где, по мнению ответчика, отсутствовала возможность художественной постановки. Дело дважды доходило до кассационной инстанции и дважды направлялось на новое рассмотрение. В определённый момент апелляционная инстанция одного из этапов дела сформулировала такую мысленную конструкцию: «процессы нажатия кнопки затвора фотоаппарата, а также вывода печати фотографий на принтер являются исключительно механическими действиями и не требуют приложения интеллектуальных способностей (творческого труда) человека". В итоге, впрочем, изображения всё же признали охраняемыми, с Первого канала взыскали 120 тысяч рублей, но вообще мы были в шаге от достаточно существенного пересмотра действующей практики. Ещё немного и российское право пришло бы к мысли о том, что сугубо технические действия даже со стороны человека объекты авторского права создавать не могут.
И вот, спустя несколько лет правовые системы многих стран вновь столкнулись с переоценкой понятия интеллектуальной деятельности. В 2017-ом году суд установил, что животное автором произведения являться не может. Что они говорят о бездушных компьютерах в 2025-ом?
22 февраля 2023 года в США было вынесено одно из первых решений, связанных непосредственно с созданным нейросетью контентом. В 2022 году Бюро авторских прав США предоставило правовую охрану графическому роману «Зари рассвета» за авторством Крис Каштановой, однако впоследствии было установлено, что по факту все иллюстрации книги были сделаны путем их генерации нейросетью Midjourney, в связи с чем регистрация произведения была отменена. В результате длительного разбирательства, длившегося больше года, комиссия пришла к следующему выводу: изображения в «Зари рассвета», созданные с помощью системы искусственного интеллекта, не должны были быть защищены авторским правом, но в тоже время автор располагает авторскими правами на отбор и расположение элементов. По сути, за Каштановой признали права на то, что она всё же делала сама, по аналогии с правами на составителя сборника, чья работа тоже охраняется отдельно от прав на включённые в сборник произведения, а вот сами изображения нейросети остались без охраны.
Зари рассвета
Схожее решение принял и суд Австралии. Апелляционная инстанция в 2019-ом году отменила патент доктора Стивена Тайлера на «контейнер для пищевых продуктов и устройства для привлечения повышенного внимания», который, как было установлено судом, по факту стал результатом генерации искусственного интеллекта DABUS. Тут, впрочем, надо отметить, что, во-первых, камнем преткновения стало именно отсутствие живых людей в числе авторов изобретения, а не сам факт его создания нейросетью, а, во-вторых, фактически дело завершилось в силу того, что за время разбирательства просто истёк срок действия самого патента.
Суть указанных решений сводится к обобщённой общемировой практике, предусматривающей ряд критериев определения авторства и творческой деятельности. В настоящий момент законодательство практически всех стран в качестве автора устанавливает только физическое лицо, то есть человека, чьи действия прямо связаны с созданием произведения. Компьютерная программа автором являться не может в принципе и судебная практика пока что никаких исключений не делает. В то же время, авторами пока что не признаются и оператор или создатель сети. Первый лишь формулирует некий текстовый запрос и далее в процессе генерации далее не участвует (хотя он и является автором оригинального запроса), второй же хоть и формирует необходимые алгоритмы, но на создание непосредственного материала также напрямую не влияет. Однако, в этой части уже всё не настолько однозначно. Формально также владельцы самих сетей могут устанавливать определённые условия в соглашениях с пользователями, в том числе и права последних на использования результатов генерации, но такие условия существуют именно в рамках достигнутого договора (сторону, нарушившую соглашение, можно признать виновной именно в силу взятых ей на себя обязательств), в то время как декларирование прав на полученные произведения как таковые, как мы видим, вполне может быть оспорено в судебном порядке.
Здесь отдельно стоит отметить, что в рамках российского законодательства, да и многих других стран мира, действует презумпция авторства. С момента начала использования произведения, главным образом публикации, если не будет доказано иное, человек автоматически считается автором. Таким образом, если я сгенерирую какое-то изображение в нейросети, но напишу о том, что я его сам нарисовал, другому лицу будет довольно сложно это оспорить. Но в данном случае мы не говорим скорее о подлоге, а не о том, что права получены на результат нейрогенерации, ибо если я прямо напишу, что перед вами нейросеть, авторских прав мне не видать. Единственный известный мне пример из законодательства, дающий потенциальную возможность получить авторство на сгенерированное произведение - британский Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года, в котором указанное, что в случае создания произведения компьютерной программой, автором является лицо, которое предприняло необходимые меры для создания произведения.
Впрочем, даже открытое применение нейросетей и прочих технических инструментов обработки - это не всегда “вето” на защиту. И в этом плане интересными являются позиции российских судов. В феврале 2024 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд встал на сторону истца в вопросе о спорном объекте, подвергнувшемуся цифровой обработке, но тут, впрочем, есть нюанс. Дело в том, что речь идёт не о генерации с нуля, а о допиливании созданного истцом материала. По сути, автор сначала создал своей творческой деятельность 3D-модель импланта зуба, а затем осуществил её рендер в высоком разрешении с получением в итоге JPG изображения. Впоследствии указанное изображение попало на сайт стоматологической организации, где и было найдено автором. В рамках дела ответчик настаивал на том, что в изображении угадываются признаки генерации нейросетью, но так как в суд был предоставлен исходник модели, а также результат её осмотра, в итоге его доводы были отклонены.
Что-то вроде такого. Предоставляется в информационно-просветительских целях
В другом деле (Постановление Девятого ААС от 8 апреля 2024 г. N 09АП-642/24) суду пришлось столкнуться с таким явлением, как Deepfake. И здесь, опять же, нужно учитывать специфику конкретного объекта. Сама по себе технология - это действительно плод деятельности нейросети, но она, в отличие от других результатов генерации, прямо основывается на использовании оригинального видеоряда. В то время, как практически все остальные алгоритмы лишь опираются в результате генерации на исходные материалы как на шпаргалку, Deepfake в готовом ролике оставляет часть исходника. По этой причине, суд удовлетворил иск о защите исключительных прав, указав следующее: “технологии, основанная на использовании генеративно-состязательных нейросетей (GAN), позволяют частично преобразовывать исходный видеоряд с помощью алгоритмов, созданных человеком. Такое преобразование не исключает тот факт, что исходный видеоряд создан творческим трудом авторов”.
И тут самое время посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Как я отметил, нейросети не выдумывают изображения (а равно иные объекты) - они используют уже известные им паттерны их на основании определённых баз, сформированных путём предварительного изучения множества фотографий и иллюстраций. И сомневаться в том, что правообладатели на такие изображения, в определённый момент обеспокоются, даже не приходилось. И вот, 24 января 2023 группа художников подала коллективный иск к Stability AI Ltd., Midjourney Inc. и до кучи DeviantArt Inc. за незаконное использование защищенных авторским правом изображений для обучения искусственного интеллекта. Художники отметили, что такие сети содержат копии миллиардов изображений, защищённых авторским правом, которые были сделаны без ведома или согласия создателей. К сожалению, мне неизвестно чем закончилось указанное разбирательство.
Ну а пока художники судятся с одними организациями, другие продолжают зарабатывать деньги. В 2022 году компания Adobe сообщила о том, что она планирует продавать “в стоке” изображения, полученные путем генерации, хотя и будет снабжать их соответствующими отметками. Интересно было бы посмотреть на судебные иски, связанные с нарушением прав на такие изображения. В то же время, обеспокоенные создающейся на почве значительного удешевления определённых видов контентов дырой, власти начинают потихоньку переходить к более строгому регулированию рынка. Одной из первых ласточек стал общеевропейский закон об искусственном интеллекте (EU Artificial Intelligence Act), определяющий градацию рисков от использования ИИ, а также степень их регулирования. Указанные нормы в том числе направлены и на защиту рабочих мест людей, чья деятельность стала гораздо менее востребованной. Что-то подобное прорабатывается и в России, но пока что толковой реализации не получило.
При написании данной статьи, ни одна нейросеть не пострадала.