logo
LIS PUBLICA
☰
  • Новое
  • Горячее
  • Сокровищница
  • Лучшее
  • Обсуждаемое
Vanok
Vanok Опубликовано 2 недели назад
  • [моё]
  • Дорога
  • Закон
  • ПДД
  • Транспорт

Когда правая полоса не совсем свободна

Ещё одна коротенькая заметка правового характера для наших дорогих Капибарян. Думаю, большинство атволюбителей знает такое правило: при движении за городом, водитель должен стремиться занять крайне правую полосу, а более левую использовать лишь для опережения. Это если излагать такое предписание простым языком, в законе же формулировка прописана следующим образом:

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

И, знаете, тут я лично нахожу одну коллизию, которую и хочу с вами обсудить. Дело в том, что в Правилах дорожного движения имеется очень много пересекающихся друг с другом условий, необходимых в том числе и для максимально точного выявления виновника ДТП, в случае его возникновения. Грубо говоря, даже если нарушали оба, зачастую правила позволяют выявить конкретное условие возникновения дорожной ситуации. К примеру, водитель “А” может в нарушение установленных правил ехать без огнетушителя и аптечки, но если водитель “Б” влетит в него проезжая на красный сигнал светофора, то виноват в аварии будет именно он, хотя второй участник движения формально тоже “нарушал”. Более приближенный к жизни пример: при наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней. Но даже если он начнёт притормаживать заблаговременно, он вполне вероятно не будет нести ответственность за наезд идущего сзади транспортного средства, ибо наличие полосы для торможения не исключает снижения скорости на других полосах в принципе, а вот соблюдать дистанцию и скорость нужно обязательно.

Но ПДД все же не идеальны - они не предусматривают все возможные ситуации на дороге, а иногда и вовсе содержат на мой взгляд пробелы. В частности, в отношении приведенного мной ранее пункта 9.4, как мне кажется, пропущено очень важное условие: объезд препятствия.

Что вообще такое препятствие? Это любой неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе, включая: неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п. Закон при этом устанавливает лишь одно исключение: препятствием не является транспортное средство, стоящее в заторе. Препятствие можно объехать, если это не запрещено законом, а точнее если прямо не противоречит ему. К примеру, формально водитель не вправе пересекать сплошную линию в принципе.

И вот в соседних пунктах это самое препятствие вполне упоминается. Да чего там говорить, фигурирует оно и во втором абзаце того же 9.4, где указывается, что при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. А вот в первом абзаце такой термин почему-то выпал, хотя, думаю, всем очевидно, что выехать на левую полосу с правой с целью объезда возникшего препятствия - вполне нормальное действие. Но закон почему-то оперирует лишь понятием “свободная полоса”. Безусловно, стоящий на правой полосе автомобиль, совершивший вынужденную остановку - это уже не свободная полоса, но, помимо, других транспортных средств, препятствием может выступать и дефект проезжей части, то есть в простонародье ямы.

Типичная для многих российский автодорог ситуация: левая полоса весной сама по себе не ахти, а правая, будучи разбитой фурами, и вовсе сползла вместе со снегом. Ехать по ней на легковом автомобиле можно разве что слегка крадясь, где-нибудь под 40 км/ч при разрешённых 90, а то и ещё меньше. Да, по сути такая полоса - это тоже сплошное препятствие, то есть дефект дорожного покрытия. То, что этот дефект затянулся на несколько километров, это уже другой вопрос. Очевидным решением будет выехать на левую и, если уж совсем припрёт, уходить вправо для того, чтобы пропустить гонщика сзади. Логично? Конкретно в этом месте ПДД никаких уточнений не дают, а поэтому у "летунов" есть формально законное право считать "тихоходов" такими же нарушителями правил дорожного движения, как и они. Однако, фишка в том, что летуны считают нарушителями только других участников, но никак не себя.

Действительно, неточность формулировок законов в данном случае может рассматриваться как нарушение ПДД в отношении лица, берегущего свой автомобиль и едущего по левой при свободной правой, но таким же нарушителем по сути является и условный "гонщик", ведь для него правая полоса, получается, тоже свободна, но сам он то её почему-то занимать не спешит, а пытается "выжимать" впереди идущее ТС с левой. И это я ещё не говорю про то, что опережение он, вполне вероятно, планирует осуществить с нарушением скоростного режима. По факту, в данной ситуации нет никакой нормы закона, которая говорила бы, что "гонщик" прав в своей аргументации: он ссылается на то, что второй водитель нарушает ПДД, но это нарушение не делает его собственное поведение правомерным.

Почему в вышеуказанный пункт 9.4 указанную норму не внесли, я отчасти понимаю: если дать водителям возможность самостоятельно определять возможность движения по полосам на основании субъективной оценки состояния дорожного полотна, это приведёт к ещё большей анархии, в то время как объезд препятствия сам по себе в такой ситуации не запрещён. Вся суть казуса сводится именно к такой ситуации, когда крайне правая полоса не просто содержит отдельный изъян, а разбита полностью и ехать по ней не хочет никто вне зависимости от скорости движения. Поэтому в итоге же подобные ситуации зачастую сводятся на “понятийный” уровень, в рамках которого каждый считает правым себя без привязки к реальному закону.

А что по этому поводу думаете вы?

Читать дальше...
9
+9 / -0
11
34
Linda_M
Linda_M Опубликовано 2 недели назад

Я думаю, что в случае возникновения ситуации, когда случается дтп из-за того, что первый автомобиль сместился влево, а "летун" в него врезался - надо говорить, что собирался поворачивать и искал разрешенное место. Вспомнил, что забыл выключить утюг, и чтоб не пропустить разрешенное место разворота перестроился - встал в левую полосу заранее, как и положено. Тогда "летун" должен смещаются вправо. Значит он виноват. Такие будут показания в суде (я дилетает, если что)

+
1
+1 / -0
-
[ свернуть ветку ]
Vanok
Vanok Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Linda_M

Я думаю, что в случае возникновения ситуации, когда случается дтп из-за того, что первый автомобиль сместился влево, а "летун" в него врезался - надо говорить, что собирался поворачивать и искал разре...

В конкретно данном случае виноватым должен быть признан тот, кто перестраивался, т.к. преимущество имеет тот, кто уже едет по данной полосе. Следовательно, перестраивающийся должен убедиться в безопасности манёвра и пропустить тех, кому он создаёт этим манёвром помехи

+
1
+1 / -0
-
Linda_M
Linda_M Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Vanok

В конкретно данном случае виноватым должен быть признан тот, кто перестраивался, т.к. преимущество имеет тот, кто уже едет по данной полосе. Следовательно, перестраивающийся должен убедиться в безопас...

Я это понимаю. Это, скорее, про объяснение, почему первый человек стал ехать в левом ряду. И почему другой "летун", не перестроился вправо, а стал донимать первого, произошел конфликт, кто-то кому-то набил морду и стукнул автомобиль в процессе конфликта.

И, конечно, это несколько несерьёзное мнение))

+
0
+0 / -0
-
Brainy
Brainy Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Linda_M

Я это понимаю. Это, скорее, про объяснение, почему первый человек стал ехать в левом ряду. И почему другой "летун", не перестроился вправо, а стал донимать первого, произошел конфликт, кто-то кому-то...

И, конечно, это несколько несерьёзное мнение))

В интернете можно, а на дороге - нет)))

+
0
+0 / -0
-
Linda_M
Linda_M Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Brainy

И, конечно, это несколько несерьёзное мнение)) В интернете можно, а на дороге - нет)))

Боюсь, меня на дорогу надо пускать с осторожностью. Или не пускать

+
1
+1 / -0
-
vervolph
vervolph Опубликовано 2 недели назад

Вообще говоря, не понятно зачем нужно такое ограничение на движение только по крайней правой полосе.

На ум приходит только снижение вероятности столкнуться на встречных направлениях

+
0
+0 / -0
-
Kilo_suslika
Kilo_suslika Опубликовано 2 недели назад

Если мне не изменяет мой склероз, то в правилах есть пункт про движение со скоростью потока, т.е. не создавая помех движению (что работает в обе стороны: не летай и не тошни) И про то, что скорость должна соответствовать условиям, т.е. дождь, плохая дорога и т.д. - причины для снижения скорости.

Думаю, эти моменты тоже нужно учитывать при обсуждении борьбы за левую полосу))

+
1
+1 / -0
-
[ свернуть ветку ]
Vanok
Vanok Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Kilo_suslika

Если мне не изменяет мой склероз, то в правилах есть пункт про движение со скоростью потока, т.е. не создавая помех движению (что работает в обе стороны: не летай и не тошни) И про то, что скорость до...

Интересное предположение. В правилах именно такого требования нет, но есть такой пункт: 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

То есть, примерно то, о чём ты написал, только это не обязательство, а рекомендация.

+
1
+1 / -0
-
Kilo_suslika
Kilo_suslika Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Vanok

Интересное предположение. В правилах именно такого требования нет, но есть такой пункт: 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учиты...

Как редкостная зануда, не могу проигнорировать слово "должен". ))

+
0
+0 / -0
-
Vanok
Vanok Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Kilo_suslika

Как редкостная зануда, не могу проигнорировать слово "должен". ))

Да, должен, но должен учитывать условия. Учитывать в моём понимании - значит стараться действовать разумно, принимая во внимание дорожные условия. Это не значит, что ты можешь ехать исключительно со скоростью потока, тем более что в данном случае речь о комплексе условий.

+
1
+1 / -0
-
Kilo_suslika
Kilo_suslika Опубликовано 2 недели назад
Ответ на Комментарий от Vanok

Да, должен, но должен учитывать условия. Учитывать в моём понимании - значит стараться действовать разумно, принимая во внимание дорожные условия. Это не значит, что ты можешь ехать исключительно со с...

Соглашусь. Но получается тогда ещё более размыто и неконкретно, чем без учёта этого пункта 😁

+
0
+0 / -0
-
Войти

Вход

Регистрация

Я не помню пароль

Войти через Google
Порог горячего 14
  • Kukabara
    Kukabara
    прям мышиный наполеон
    +1
  • malenkiy
    malenkiy
    🤔 сама шаурму не кручу, а в кафешках у нас, что-то нигде не видела🤔 надо подумать.
    +1
  • Rian
    Rian
    Я все фото не стала выкладывать, но там реально: один вышел на "полянку" - плюх - улёгся. Второй подходит: что это тут творится? - плюх - лег рядом. Следующий идет - о, лежите? Я с вами ...
    +2
Правила сайта
Пользовательское соглашение
О ПД
Принципы самоуправления
©2025 Varius Soft