Я уже пару лет плотно сижу на игле зелёной совы, поэтому хочу проанализировать эффективность приложения для изучения языка. У меня куча активных курсов и один полностью пройденный (итальянский), так что будет о чём рассказать.
Столько дней подряд я им пользуюсь. Жесть.
Ну, не буду тянуть: ТОЛЬКО Дуо не позволит вам полностью изучить язык на хорошем уровне. Но Дуо+учебник грамматики дадут хорошую основу, которая будет поддерживаться постоянными упражнениями. Если ещё и смотреть фильмы/видео на изучаемом языке, слушать песни с попытками перевода, то вообще отлично. Так можно добраться до B1, а дальше уже сами поймёте, что вам нужно, чтобы развиваться, и чего не хватает.
Пример учебника-справочника. Просто короткая статья с примерами по каждой теме.
Я сделала такую табличку с преимуществами и недостатками, теперь подробнее о каждом пункте.
Вот тут главный минус: грамматики в приложении нет вообще! В некоторых курсах есть краткая справка, но далеко не во всех. С одной стороны, вы на практике можете вывести некоторые закономерности, и так они лучше запомнятся, чем при обычном зазубривании учебника (Я встречала такой подход в обычном учебнике эсперанто. Сперва дают возможность понять правило самостоятельно, а после уже дают грамматику). С другой – при неправильном ответе (и видя правильный) вы часто будете орать «да почему такбля?!», а почему так, вам никто не объяснит.
Это максимум, который вы получите по одной теме.
Зато всего остального в избытке. Есть упражнения на чтение, письмо, аудирование, говорение. Ну, говорение не во всех курсах, но всё же.
Аудирование.
Говорение.
Неоднозначным пунктом будут изучаемые темы. С одной стороны, вот вам куча базы: семья, природа, путешествия. С другой – хуяк, рассказываем страшные истории! Так и представляю, как я приезжаю в Италию и вместо «Как пройти к Колизею?» начинаю «В чёрном-чёрном городе…»
До какого-то момента в приложении вообще не было рекламы, но в этом году стала часто появляться непропускаемая реклама их премиума. И не знаешь, как повезёт: иногда за неделю использования ни разу не вылезет ролик, а иногда они появляются после каждого урока. Я так и не нашла закономерности.
Что меня радует: большой выбор языков для изучения. Вот, к примеру, что доступно русскоязычным:
Кстати, когда я начинала учить итальянский, на русском его ещё не было. Весь курс на английском прошла, как лох.
А если вы владеете английским, то выбор гораздо богаче:
Если вы проснулись сегодня с мыслью "почему я не говорю на суахили?" то это ваш шанс.
И здесь же главный минус: они добавили даже выдуманные языки из фантастических вселенных и курс шахмат, но, например, латышского, литовского, эстонского, словенского, сербского, македонского (и это только те, которые меня интересуют) нет.
Прикольная фишка дуо – это игровая форма. За выполнение упражнений вы получаете очки опыта. Очки опыта обеспечивают вам место в топе. Если вы в топе топа, то переходите в топ поболбше. И так до самого топового топа. Плюс есть ачивки в духе «исправить 100 ошибок», «выполнить 5 упражнений ночью» и т.д. Само по себе это ничего не даёт, и можно игнорировать всю эту срань, но если в вас есть задротская жилка, вы будете больше времени проводить за изучением языка. Минусов нет.
И благодаря этой же штуке вы будете заниматься хотя бы чуть-чуть, но каждый день. И даже после полного прохождения курса сможете продолжать курс повторения. А самое важное в изучении – регулярность!
Также с помощью Дуо можно быстро решить, хотите ли вы действительно изучить язык и как хорошо он вам даётся. Для меня, например, самыми сложными оказались даже не японский и греческий, а два кельтских: валлийский и шотландский. Но это я так, чисто поразвлекалась. От этих двух просто мозги кипят, я почти сразу бросила.
Зато для языков с нестандартной письменностью есть отдельный тренажёр азбуки!
Тут ещё проблема: у некоторых курсов плохая озвучка, из-за чего изучение идёт ещё тяжелее. В популярных языках вроде как озвучка искусственная, типа гугл-транслейта, только качественнее. В менее популярных озвучивают реальные люди с хрипящими микрофонами, эхом и сомнительным произношением. И если в эсперанто мужик старается, и слушать вполне комфортно, то в валлийском озвучивают два человека, у которых произношение разное! И попробуй пойми, какое правильное. И попробуй не нахвататься ошибок. Или вот латынь хотела повторять через приложение, а от озвучки просто кровь из ушей. А больше всего меня удивило, что в курсе испанского нет нормальной озвучки, тоже хрипящая-пердящая и с разным произношением. И это один из самых популяных языков!
Ещё обидно, что не во всех курсах есть урок-диалог и урок-радио. Они прикольные и помогают разнообразить изучение.
Вот такие уроки.
В общем, вывод. Дуолинго – это хороший вспомогательный инструмент для изучения. Он не охватит абсолютно всё необходимое, но позволит поддерживать знания, которые испаряются обычно очень быстро. Эффективнее всего для самостоятельного изучения комбинировать Дуо и учебник. Это будет практика с мгновенной проверкой правильности+теория.
Только старайтесь не заводить сомнительных знакомств...
Решила всё же забрать несколько постов со своего давно удалённого аккаунта.
Пост создавался для аниме-сообщества, поэтому в некоторых местах подразумевается определённая насмотренность. Не обращайте внимания.
Сегодня в меню аниме, которые даже не обязательно понимать, чтобы они понравились. После просмотра будут мысли либо вида «вот это да, как красиво», либо «что за дичь я посмотрел?»
Думаю, это аниме многим знакомо, но хотелось бы напомнить о нём. Забавно, что в жанрах присутствует комедия, однако впечатление от просмотра остаётся довольно гнетущее, на мой взгляд.
Странное сюрреалистическое путешествие двух котиков, сестры и брата, на отношениях которых и сделан акцент (почему постоянно страдают котики, за что нам это, японцы?!).
Кстати, про эту же котовью семейку было аниме Кошачий Театр, гораздо менее известное. Оно совсем уж специфическое и чернушное. Да и Суп сделан качественнее.
Психоделический и жёсткий фильм о средневековых нравах, одержимости дьяволом и последствиях этого. Жан и Жанна любят друг друга и хотят жениться. Однако местный правитель насилует девушку, и после этого её жизнь становится очень тяжёлой. В отличие от своей знаменитой тёзки, Жанна разочаровывается в боге и принимает тёмную сторону. Предупреждаю, что в фильме очень много эротических сцен, и выглядят они весьма странно.
Это аниме 1973 (!) года, но оно выглядит потрясающе, хоть и довольно статично. Очень советую скачать отреставрированную версию (первые два скрина как раз из неё, а последний — из старой). Здесь присутствуют интересные визуальные решения, которые могут быть не очень заметны на первый взгляд, но повлияют на ощущения от просмотра. Например, анимированные сцены поначалу почти отсутствуют, но в каких-то моментах происходит просто вакханалия кадров и красок. А главная героиня выглядит как типичная модница семидесятых с пышной причёской и длинными ресницами, тогда как остальные персонажи вписываются в средневековый антураж.
Пожалуй, лучшее определение этого аниме — «своеобразно». Сложно подобрать подходящие слова для фильма про кошечку-космическую путешественницу, корпорации, оккультные общества и жертвоприношения. Самый настоящий артхаус, к тому же, с кучей отсылок к искусству в целом и кинематографу в частности (от Кубрика до Метрополиса).
Имеет два продолжения, но про них ничего сказать не могу, так как не смотрела.
Данное га-ниме более напоминает мрачновато-романтическую легенду и лично мне понравилось больше. В отличие от прошлого, оно выполнено в чёрно-белом цвете и смотрится таинственнее и мистичнее.
А Тилостома — это вид моллюсков. Похоже, что раковина в фильме принадлежит именно ему.
Тягучее и созерцательное аниме с огромным количеством библейских отсылок и символизма в лучших традициях Мамору Ошии. Неспешные похождения девочки, охраняющей огромное яйцо, и её спутника по мрачному неуютному миру. Просто череда ярких и пронзительных образов.
Именно то аниме, в котором проснулся фирменный стиль Симбо Акиюки (свёрнутые шеи и стоп-кадры прилагаются). Думаю, о его любви к сюрреалистичным и символичным образам знают все, но это аниме выделяется ещё и тёмной мистической атмосферой. Мрачно и красиво, но визуального искусства здесь гораздо больше, чем сюжета.
Кстати, в этом аниме один из лучших саундтреков Юки Каджиуры.
Одно из аниме, основанных на рассказах Кенджи Миядзавы. Я уже упоминала фильм про Гуско Будори по его произведению. Заодно советую биографическое аниме, затрагивающее фрагменты жизни писателя (тоже с котами!).
Этот фильм с одной стороны кажется детской сказкой, с другой же, для понимания всех аллегорий нужно хорошо так разбираться в религии. Хорошо, что и без этих знаний смотреть его интересно.
Это фантасмагорическое красочное путешествие двух друзей, Джованни и Кампанеллы, на поезде, идущем сквозь вселенную. Оно затрагивает много отдельных философских историй, похожих на притчи. Интересно решение нагнать саспенса там, где он вообще, казалось, не предполагается. Вот котик просто идёт за молоком, но этот поход превращается в какой-то тревожный хоррор, хотя ничего страшного не происходит.
В целом, впечатление фильм оставляет более мрачное, чем тот же «Гуско Будори».
П.С. Любопытно, что надписи в аниме выполнены на эсперанто. Никогда раньше не встречала такого.
Напоследок упомяну свежачок, который многие наверняка пропустили, посчитав, что это очередная срань про школьников со сверхспособностями. И первая серия даже может в этом убедить. Только вот дальше замечаешь, что способности отходят на второй план, а на первом оказываются взаимоотношения, взросление, становление характеров и истории разных людей.
Печально только, что во время просмотра появляется много вопросов, а вот ответов зритель практически не получит. Так что понять ВСЁ не выйдет, и не верьте тем, кто гордо заявляет, что понял ВСЁ. Но, возможно, это и не нужно?
Отдельно хочется обратить внимание на потрясающий сочный визуал, напоминающий картины гуашью.
Хочу вам рассказать об одной из любимых серий игр, которую я на данный момент пощупала полностью и могу дать своё невероятно экспертное мнение о каждой части. Будучи фанатом серии TES, об этих глобальных модификациях я узнала после игры в Обливион. Так я познакомилась с Неримом. Но пока не о нём, пока немного базы для незнакомых с сабжем. Немецкая команда SureAI создала свою вселенную на базе игр TES 3, TES 4 и TES 5. Однако это не обычные модификации, расширяющие игру. Это, по сути, отдельные игры, использующие движок и ассеты оригинальных Древних свитков. Вселенная Вина, созданная немцами, к Нирну не имеет никакого отношения.
В серии постарались максимально отойти от ассоциаций со Свитками, переработав часть механик, написав собственные саундтреки и проработав всю карту вручную. Благодаря последнему фактору локации очень насыщены, в них практически нет пустоты, они гораздо уникальнее, чем, например, пустоватые города в Скайриме и кишки-подземелья Обливиона. Каждый цветочек поставлен с любовью, каждое дерево посадили так, чтобы образовать живописную сцену и скрыть позорные лоды движка.
Очень заметно вдохновение Властелином колец (вплоть до копирования локаций), местами прослеживается сходство с Готикой (больше из-за того, что делали немцы), а в Эндерале намешано вообще всё, что возможно, вплоть до Евангелиона.
Отсылочки!
Для игр к тому же написано довольно много уникальных книг (не так много, как в Свитках, конечно, но достаточно).
Помимо этого хочу отметить озвучку Нерима и Эндерала. В Эндерале их даже две: немецкая и английская. Все выполнены профессионально, передают характеры, актёров много, поэтому нет ощущения, что все персонажи говорят одним голосом. Плюс озвучка сильно добавляет эмоций, ведь модельки в играх весьма пластилиновые, и это единственный способ как-то передать чувства.
Так как это модификации, они, конечно же, бесплатны, так что по возможности кину ссылки на это всё. А ещё на них устанавливаются некоторые моды Морры/Облы/Скайрима соответственно.
И давайте перейдём непосредственно к играм.
Итак, в 2003 году небольшая (они сами пишут, что два человека) компания моддеров начала работу над глобальной модификацией для Морровинда под названием Arktwend: The Forgotten Realm. В 2005 году они объединились с другой командой, создававшей ещё один глобальный мод — Myar Aranath: Relict of Kallidar, и стали работать вместе. В том же году они выпустили Myar Aranath, а в следующем и Arktwend.
Теперь подробнее об этих двух. (и да, во время их прохождения я скринов не делала, так что скачала и поскринила специально для постов, что смогла)
Миар Аранат (официального перевода нет, так что буду называть так) создавался другой командой, и это заметно. И стиль повествования, и лор отличаются от остальных частей. Это более стандартное фэнтези, тут немного не хватает глубины и проработки мира. Объединение вселенных из-за слияния команд было условным, поэтому в последующих играх эту часть вписали в мир наскоро и не особо продуманно. В общем, MA кажется мне самой слабой игрой.
Вот официальное описание игры с сайта разрабов: «Армии Ахромы напали на Миар и захватили страну. Но после победы в первой войне некоторые части страны были освобождены и присоединены к недавно созданному королевству Фальяс. Однако многие регионы по-прежнему остаются в руках врага. Недавно появились слухи, что Чёрная цитадель Наратзула была восстановлена, став ещё больше и могущественнее, чем когда-либо прежде».
Если честно, описание странное. Ахрома — это местные тёмные эльфы, которые больше ни в одной части ни в каком виде не появятся (хотя вроде как их переработали в этерн, но общего у них ноль, если честно). Наратзула ещё и в планах быть не должно, ведь события MA происходят за несколько тысяч лет до части, где Наратзул будет основным персонажем. Чё за тёзка у него, я понятия не имею.
На деле мы будем воином на побегушках у Ордена добрых чуваков, которые воюют со злым чуваком — колдуном Зорасом, насылающим армии нежити и демонов. В качестве некой далёкой угрозы у нас также есть те самые тёмные эльфы.
Довольно банально, и немного улучшает это только финальный сюжетный поворот
Люк, я твой отец!
Ещё и русский перевод у игры сомнительного качества, а морровиндское диалоговое окно-справочник не даёт погружения. Даже не хотелось выполнять какие-то побочки, только бы сюжет в общих чертах заценить и хватит. Кроме того, мир здесь большой, но он довольно пустой (в плане активностей), а оригинальные морровиндские штуки (типа книг, уникальных для Нирна существ и т.д.) бездумно перетащили в эту игру.
Однако здесь присутствуют симпатичные (для того времени и движка) локации и пейзажи, а также уже намечается общая мрачность и безысходность, которая в последующих играх только возрастёт.
Помимо этого, я словила странный баг с перманентным вылетом при приближении к одному из основных сюжетных персонажей, что делало прохождение невозможным.
В общем, я осталась не сильно довольна игрой.
Ну город красивый, чисто немецкий
Вид на столицу
Вот леса в играх действительно выглядят как леса!
Скачать (чтобы не париться, просто качаете архив Complete, распаковываете и всё)
Арктвенд оставил приятное впечатление, я получила удовольствие от прохождения и исследовала карту по полной. Вот тут почерк SureAI уже заметен, если вы знакомы с более поздними играми. В этой части появляется фирменная режиссура студии, а мир становится более цельным и проработанным.
Уже видите эту необычную форму материка?
Давайте тоже заценим описание с оф.сайта: «Для сироты, выросшего в монастыре маленького островного государства Мили, настало время идти своим путём. Но уже после первой ночи на свободе всё обращается катастрофой».
Мда, опять не очень содержательно. В общем, главный герой действительно начинает в монастыре, из которого отправляется искать свой путь в жизни.
Начинаем с красивого вида
ГГ добирается до города и устраивает дикий кутёж со своими друзьями. Позже бухому протагонисту является загадочный человек и велит валить с острова подальше, ибо за ним идут.
В некоторых местах сделан вид из окна! Вы хоть в одной части TES такое видели?
Стартовый остров Мили
Приходится бежать от погони, по пути теряя друзей, встающих на нашу защиту. Нас всё же ловят, и герой оказывается на тюремном корабле, который к нашему счастью терпит крушение. Теперь ГГ на свободе! Можно пробиваться сквозь толпы врагов и пытаться выжить в своё удовольствие, чтобы добраться до столицы. Всё не очень радостно, после крушения нас встречают милейшие развалины города, полные трупов, пришпиленных к стенам скелетов и прочей милоты. А путь нужно прокладывать через дикую местность с зомбями, волками и возможностью наткнуться на огромного дракона.
Добро пожаловать в Арктвенд!
Сразу заметен упадок в мире. Покинутые поселения, часть территории затоплена, повсюду нежить и агрессивные дикие звери, вторжения какой-то нечисти, неадекватный местный правитель.
Тут разработчики сделали неочевидный мув. У нас нет ярко выраженного основного сюжета, а для прохождения придётся вступить в гильдию воров. Её сюжетка и выведет нас к основной, связанной с чёрными камнями. Да и вообще, стоит вступить во все гильдии сразу. В Арктвенд играть интересно. Здесь много разнообразных квестов, персонажи уже выглядят живее, а мир – более наполненным. Можно встретить много понятий, которые дойдут аж до Эндерала (чёрные камни, звёздники, арпы и т.д.). Кстати, часть саундтрека тоже кочует из игры в игру.
Горный монастырь
Парящий город Тират
Город звёздников. Слева платформа с поездом
Появляется много пасхалок, отсылок и приколов. Чего только стоит пещера с грибами, в которой играет регги и лежит угашенный чел, подкладывающий какую-то траву (наверное, целебную) нам в карман :D Подобные вещи также станут привычными в будущих играх.
Сюжет в целом довольно долго проходится, благодаря куче квестов мы собираем целую команду по спасению мира, а в конце опять получаем парочку неожиданных поворотов. Вот что не очень прикольно – некоторые сюжетные линии обрываются слишком резко. В остальном же это хорошая игра, на которую можно потратить пару недель своей жизни. Знаете, она такая кривенькая, немного нелепая, но всё равно становится родной и вызывает какие-то ностальгические чувства, даже если вы поиграли в неё впервые только что.
Столица
В прохождении я это место даже не находила :0 Сейчас летала-скринила и нашла
Скачать (по-моему, для скачивания нужна регистрация)
После выхода TES IV: Oblivion в 2006 году команда сразу взялась за создание нового мода Nehrim: Am Rande des Schicksals. Здесь они размахнулись ещё сильнее, сделав просто огромную игру, а после ещё и допилив её патчами.
Это та игра, через которую я познакомилась со вселенной Вина. Когда-то я даже писала о ней пост ещё на Пикабу.
Как ни странно, Нерим оказался менее тёмным и мрачным, чем другие игры. В какой-то степени сама база в виде Обливиона этому способствует, но и в целом Нерим ощущается скорее приключением.
Ибо выглядит уютно
По традиции, давайте глянем на официальное описание: «Исследуйте земли Нерима с густыми лесами и пустынями, исследуйте старые склепы и пещеры и познакомьтесь с необычной, многослойной сюжетной линией, действие которой выходит за рамки известных представлений о добре и зле».
Всё меньше конкретики, штош. Как и в Арктвенде, мы начинаем игру сиротой из монастыря. В Нериме жизнь тоже не очень весёлая. В Срединном королевстве, где проходит начальная часть игры, магию запретили законом, поставив в городах сигналку, срабатывающую на её использование. Всё из-за того, что местный канцлер – ссыкло, которое боится восстания. Между Срединным и Северным королевством идёт война, в Южном поклоняются странному божеству, вешая неверных прямо вдоль дорог. Часть континента поражена магической аномалией, и выжить там будет сложно. А уж если тебе не повезло родиться эльфом, то на тебя будут смотреть, как на кусок дерьма. Арктвенд вообще нынче затопило почти полностью, и он заброшен.
Столица Срединного королевства
Территория магической порчи
Магический кратер
В таких вот условиях мы присоединяемся к группе беглых магов и начинаем путь восстания против богов и самой Судьбы под предводительством сбежавшего (не без нашей помощи) из тюрьмы Наратзула Арантеаля.
Звучит не очень позитивно, но яркость игры и подача делают происходящее менее мрачным.
Самое прекрасное, что после эдакого пролога в пещере мы выходим в открытый мир и сразу видим это:
Ну не красота ли? Солнышко светит, птички летают. Хорошо…
В общем, как сферическая игра в вакууме Нерим хорош. Она огромная, тут самая большая карта среди всех частей. Много уникальных локаций, куча биомов, интересные линейки квестов, есть и весёлые, и грустные. Опять куча пасхалок и шуток, запоминающихся персонажей.
Помимо этого, в игре появляется спутник и любовный интерес ГГ. Сделано интересно: это один персонаж, но его пол будет противоположным выбранному полу протагониста. Тоже такая фишечка, ведь в следующей игре романы зайдут ещё дальше.
А столичный театр познакомил меня с чудесной немецкой фолк-группой Schandmaul ^_^
Главная проблема Нерима заключается в технической части. Движок Обливиона не вывозит масштабов игры, поэтому она обязательно будет постоянно вылетать. Установка тоже проблемная, вы часто вообще видите инструкции по установке игры, состоящие из большего, чем «1. Установить. 2. Играть»? Если хоть в одном пункте отойдёшь от гайда, есть вероятность, что игра не запустится вовсе.
Просто город богов
Под водой *_*
Также страдает русский перевод и шрифт (местами текст нечитабельный). Благо, для замены шрифта есть моды.
Чиво? Какая жущма?
Тем не менее, красивый мир и сюжет могут стать вашим якорем, который не даст бросить игру, несмотря на проблемы.
Параллельно с Неримом разработчики делали мод для Fallout 3 под названием CUBE Experimental, отсылка к которому есть в самом Нериме.
В 2010 Нерим увидел свет, а его ведущий разработчик познакомился с неким красавчиком Николасом Лицау.
Вотэтот похожий на Павла Дурова молодой человек
После выхода Скайрима именно на его плечи легла работа над новой модификацией, получившей название Enderal. Тут стоит сказать, что Лицау оказался местным Киркбрайдом (эдакий архетип поехавшего гения) и стал мощно расширять и ретконить лор вселенной, до того момента весьма обрывочный, приводя его в порядок. Конечно, он всё-таки не Киркбрайд, поэтому несостыковки и противоречия остались, но работа проделана большая.
В результате всех стараний в 2016 вышел Enderal – Die Trümmer der Ordnung, а в 2019 и его расширенная версия Enderal: Forgotten Stories.
Вот и он, магнум опус и лебединая песнь студии.
Ох, Эндерал. Почти никто не остаётся к нему равнодушным. Он вызывает либо восторг, либо лютую ненависть и бомбёж. Срачи о нём не утихают до сих пор.
Если бы депрессия была игрой, это был бы Эндерал. Если бы проблемы с отцом были игрой, это тоже был бы Эндерал (теперь я знаю, какая психотравма у Лицау, спасибо). Мало какие художественные произведения оставляют после себя такое опустошение, как эта игра. Это воплощённая тоска и безысходность. Надежды нет, здесь всё будет плохо.
Карту сама лепила из нескольких внутриигровых скринов. Даже швов не видно
В жопу эти описания, короче, их так составляли, как будто вообще не хотели привлечь игроков. Сама расскажу. Мир понемногу приходит в упадок. Ходят слухи о гибели богов. После событий Нерима продолжается война. Лидер Северного королевства Таранор идёт атеистическим походом на всех, кто посмел продолжать верить. На других континентах также идут войны. На Эндерале учащаются вспышки Красного безумия, от которого люди сходят с ума и нападают на окружающих. Животные тоже совсем одичали и жрут путников прямо на дорогах. Мёртвые поднимаются из могил. Да ещё и нависает угроза некого «очищения».
Впрочем, для нашего ГГ, беженца из Нерима, это не проблема. Всё лучше, чем Южное королевство со своей жестокой религией.
Игра начинается с кинематографичной сцены. Мы находимся в живописном на первый взгляд месте. Закат, травка зелёная, лошадки стоят, неподалёку мирная хижина. Только вот за стеной горят трупы на кострах, ещё одна хижина стоит обугленная… Мы подходим к папочке, который зовёт нас на ужин. В доме мы видим целую тушу оленя. Ммм, вкусное мяско. Папочка начинает диалог. Кажется, нас винят в том, что мама и сестра погибли из-за нас. А папочка совсем обезумел, всё вокруг загорается, и он прямо в огне орёт, требуя от нас кусок сочного мяса!
Надо же, вот это артхаус.
После этого идёт долгая бесполезная заставка с рассказом о мире. Вот это точно можно было не добавлять, мы эту информацию спокойно можем узнать из диалогов.
Хм. Герой очнулся в трюме корабля. Рядом сидит наш друг, вместе с которым мы пытаемся из Нерима добраться до Эндерала в поисках лучшей жизни. Однако нас ловят, друга капитан убивает сразу, а нас кидает за борт. Мы смотрим загадочную заставку с обрывками фраз и видений.
Проходим обучающую локацию-подземелье. И нас выпускают в открытый мир. Тут разработчики снова решили нас ослепить великолепием пейзажей, как и в Нериме.
Снова "закат, вид сверху"
Вот что мне тут нравится – ГГ не выступает таким дегенератом, как в некоторых других играх.
Знаете вот эти типичные гениальные диалоги в квестах:
- Я потеряла медальон.- Медальон?- Да, семейная реликвия, помоги найти.- Найти?- Да, дебил, где-то на соседней улице в кустах валяется.- На улице?...- Ой, иди в жопу, сама найду.
(да, Беседка и зосы, это камень в ваш огород)
Вот здесь такого особо нет. Даже если герой чего-то не знает, он может сказать «да, чёт смутно припоминаю, расскажи подробнее», а если знает, то « - Знаешь такого чела? – Да, это же тот чел, который сделал вот такую фигню». И уже нет ощущения, что мы играем за умственно отсталого, но при этом игрок получает необходимую информацию. Вот это жирнющий плюс.
Зато есть такой минус, как один специфичный способ постановки сцены. Почему-то, если нужно резко закончить диалог или сменить сцену, герой просто вырубается. Либо его бьют по башке, либо усыпляют, либо он сам решает больше не видеть бренности этого мира, но в любом случае экран затемняется, а потом снова светлеет. В первом прохождении я не обратила внимания, но когда увидела у одного ютубера упоминание этого факта, уже не могу развидеть. Это реально смешно, как часто случается уход в затемнение.
Вот ещё одна претензия сразу ко всем играм: много открытых концовок в квестах и мало источников лора и информации о мире. Большую часть времени вы будете думать «нихуя не понятно, но очень интересно». Я вообще люблю открытые концовки, но когда постоянно приходится строить теории и гадать, не получая ответов, это немного снижает градус вовлечённости. Некоторые вещи раскрываются во внеигровых источниках, но такого мало.
И куча локаций непонятного назначения
Например, у меня остаются такие вопросы (со спойлерами):
-Кто такая женщина под вуалью?-Откуда взялся магический кратер?-Почему кристальный лес кристальный?-Как вообще работает притягивание нужного исхода из моря вероятностей? -Как именно отслеживается использование магии в Нериме? Что за сигналка такая?-Как работает комната картин и удалась ли Отцу его задумка?-Каллисто в Арктвенде и Нериме — это один Каллисто или разные?-Что случилось с Мораджином?-Почему заброшенный поезд звёздников спустя столько времени ещё на ходу, а туннели не обвалились? И как функционирует летающий город, если там давно никого нет?-Что будет со спутником ГГ в концовке на летающем городе? Он же не бессмертный, а ждать долго.
И это только что, что навскидку в голову пришло.
Поезд!
СВ, однако
И я уже упомянула чуть раньше романы, так что подробнее. У нас будет два сюжетных спутника: мужчина – наёмник Джеспар Даль’Варек и женщина – хранительница Калия Закареш.
Чел в 28 уже седой, как и я. За это его и люблю
Мы на протяжении игры будем с ними общаться (читай подсасывать, выбирая варианты ответов, которые им понравятся) и в итоге, если наберём достаточно очков симпатии, получим одного из них в качестве возлюбленного. А если не наберём, то привет, френдзона. Да, всё как в жизни. Оба спутника хороши, но у каждого ворох психологических проблем (а у кого их нет? Тем более, в таком мире) и сожалений. Удачи.
Столица, кста
Есть и просто квестовые персонажи, которые тоже наделены системой очков симпатии, и от отношений в какой-то мере будет зависеть концовка. Мне вот понравилась квестовая линейка Ралаты, но наш квестодатель Тараэль такой конч, что мне прям хотелось с ним посраться. Тем более, он сделал одну вещь, за которую я не могу его простить.
В целом, многие квесты завязаны на психологии и проблемах с менталочкой. Угнетает это сильно, но не так, как наличие трёх концовок, ни одну из которых нельзя назвать хорошей. Спасибо, игра, после прохождения я просто несколько дней провела в ступоре с пустотой внутри и мыслью «а как теперь жить?» Далеко не каждая тяжёлая книга может так сильно загрузить, как обычный мод на Скайрим.
А ещё больше атмосферы нагоняет местный саундтрек. Часть музыки здесь взята из прошлых игр. Но большинство треков написаны именно для Эндерала. Возможно, это влияние самой игры, но музыка отчётливо отдаёт тоской и сжимает сердце. Бардовские песни тоже классные, хоть я и не особый ценитель такого.
Тут без ссылки на скачивание. Можно взять на рутрекере, можно поставить прямо в Стиме (купи Скайрим). Зато кину ссылку на немецкую озвучку, ибо на торрентах только с английской. Просто заменяете в файлах игры на эту: https://mega.nz/file/TEkmWLoS#NU9TyT-paP0vtLZZWXI4o_yY63YrU5QL4OTQMqTPP-4 (это просто моё облако с сохранёнными модами)
После завершения работы над Эндералом (уже полноценная) студия SureAI стала заниматься оригинальными проектами и закончила с моддингом.
P.S. К слову, Николас Лицау написал ещё и книгу о приключениях Джеспара «Грёзы умирающего» (проблемы с отцом также в наличии). Я пока в процессе чтения, но вроде интересно. С другой стороны, теперь мне сложно романсить Джеспара, ведь я знаю, что до событий игры у него была какая-то сыпь после ночи в борделе. Спасибо, блин.
Книгу однозначно можно читать отдельно, без знания вселенной. Большинство незнакомых понятий там объясняется. Только предупреждаю: есть в книге пара сцен, как бы это сказать… очень крепкой мужской дружбы (ох, автор, вот затейник). Но там без подробностей и не доходит до совсем пикантного. По крайней мере, в первой половине, дальше пока не знаю.
P.P.S. Я потратила больше часа только на оформление поста, хотя у меня всё было готово (текст в доке, картинки в папочках, ссылки приложены). Жесть. Вот после такого я точно претендую на авторское!
Вам, наверное, знакомо такое понятие, как "ложные друзья переводчика". Вот эти все приколы про чешский позор, например. Это те случаи, когда слова в разных языках звучат похоже, но имеют абсолютно разное значение.
В общем, я не очень давно начала учить польский, и для меня это рекордсмен по количеству таких ложных друзей для русскоязычного человека. Особенно в бытовой теме.
Вашему вниманию представляются:
Dywan - ну, всё очевидно, да? Нихуя, это ковёр!
А kawior тогда что? Это же икра, очевидно.
Lustro - ну точно с освещением связано... а нет, зеркало.
Krzesło - кресло и кресло, что может пойти не так? СТУЛ.
Owoce знают многие, но всё равно добавлю. Овощи? Ну, почти. Это фрукты.
Jutro - хз, вроде на утро похоже. Ну да, только следующее. Это "завтра".
Angielski - уже слышите хор ангелов? Вырубайте. It's english.
Czaszka - ну это хоть чашка? Череп 💀
Dynia - ммм, щас бы дыньку поесть... или всё же тыкву?
Granatowy - ну чёт такое красное видится. Или я дальтоник? Очевидно же, что это синий!
Osada - разве могут быть варианты? Могут, ёпт. Посёлок.
И это без учёта тех слов, которые ошибочны для русского, но понятны мне, как украинке (типа rodzina - семья).
А уж когда я стала гуглить, мне явился огромный список: https://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Ложные_друзья_переводчика_(польский)
Вот моё любимое оттуда: wzwód — эрекция, а не «взвод».